Это уже третий сабвуфер, который мне довелось изготавливать на протяжении последних пяти лет. И неудивительно, ведь предыдущие два делались четко под конкретную модель автомобиля, поэтому при смене машины приходилось менять и корпус сабвуфера. Одно время я пробовал возить в багажнике "двенашки" самый первый саб - он катался по всему багажнику и в итоге заработал повреждение диффузора.
Было ясно, что для "Октавии" ящик придется делать заново. Низкочастотная головка Cerwin Vega! модели HED12из предыдущего сабвуфера по звучанию меня вполне устраивала и менять ее, а тем более увеличивать калибр, я не собирался. Поэтому решил делать обычный стеклопластиковый корпус с объемом не более 40 литров и установкой в левое крыло. Традиционно начал с выклеивания задней стенки сабвуфера, которая должна была повторить форму ворсяного коврика ниши крыла.
Снятие формы задней стенки
Бумажным скотчем аккуратно заклеил весь коврик и прилегающую к нему территорию, чтобы обезопасить интерьер багажника от попадания эпоксидки. Для более комфортной работы я с ногами залез в багажник и через полчаса объект был полностью подготовлен к снятию слепка.
Малярный скотч бывает разный и отличается не только шириной. Здесь я советую использовать именно тот, который не очень сильно липнет к поверхности, иначе потом коврик не оторвать.
Перед укладкой стеклоткани заклеенную поверхность обмазал литолом для лучшего разъединения сторон в дальнейшем.
Левый нижний угол пришлось подкорректировать пластилином, иначе ящик было бы не вынуть... Под пластилином в качестве дополнительного заполнителя пустая сигаретная пачка.
Подготовил смолу, разрезал стеклоткань - "рогожку" на полоски приблизительно 20х70 см и оклеил поверхность в один слой, края получились внахлест. Чтобы выдавить воздушные пузыри и вообще спокойно разгладить стеклоткань, сверху приложил целлофановые пакеты. Они без проблем отделяются от формы когда смола затвердеет.
Для первого раза более чем достаточно. Применение пакетов не только позволяет разгладить стеклоткань и добиться плотного облегания формы, но еще и прижимает "непослушные"волоски, которые в в дальнейшем придется срезать либо зашкуривать перед укладкой следующих слоев.
После укладки первого слоя задняя стенка не выглядела цельной - в ней присутствовали "прогалины"; вынимать из багажника ее было нельзя. Поэтому решил еще немного усилить конструкцию.
В следующие выходные решил сделать деревянную обвязку, приклеить ее к задней стенке и после этого уже вынимать конструкцию из формы. Для всех деревянных элементов использовал фанеру толщиной 20 мм с так называемым "красным клеем", то есть влагостойкую шлифованную. Долго выбирал ее на строительном рынке, купил стандартный лист и распилил его на три части (50х150 см) прямо на рынке.
Начал с верхней стенки, предварительную форму как всегда вырезал из оргалита ножницами по металлу; после подгонки "по месту" выпилил стенку из фанеры. Таким же образом поступил с остальными стенками, и, скрепив их саморезами и термоклеем, получил примерочный вариант рамки.
Ширину деревянной обвязки делал с небольшим запасом, так как обрезать всегда потом проще чем надставить ..
Из-за особенностей рельефа пола багажника пришлось прикрепить пару полосок оргалита к днищу обвязки. Только таким образом деревянная конструкция касалась пола.. также стоило учитывать толщину коврового покрытия на полу, ведь я снимал форму без него...
Для железного "ушка", к которому крепится сетка багажника, прорезал паз. Благодаря этому кронштейну конструкция будет прочно сидеть на днище без дополнительного крепления.
Однако от сетки в багажнике я отказываться не собираюсь, поэтому придется делать такое же "ушко", только уже в теле сабвуфера.
Собственно, в первом приближении деревянный каркас можно считать подогнанным. Готово к второму этапу оклейки стеклотканью.
Когда деревянный каркас был готов, развел эпоксидку и наклеил несколько кусков на заднюю стенку, стараясь закрыть дыры и обеспечить ее сцепление с деревом. Таким образом, толщина пластика на этом этапе получилась в среднем в полтора - два слоя стеклоткани.
Конструкция после второй оклейки стеклотканью. Наклонная планка не касается пластикового дна, она сейчас исключительно для общей прочности деревянной обвязки. Как в дальнейшем сложится форма корпуса в области арки заднего колеса, пока было непонятно.
Когда смола затвердела, решил отделить конструкцию от интерьера багажника. Это оказалось не так просто, хотя бы потому что скотч плотно держался на коврике и не хотел отставать; наличие железного "ушка" в полу автомобиля позволяло вынуть сабвуфер только "через верх". Поэтому пришлось подрезать (даже подпиливать) излишки смолы, выступающие за верхнюю стенку прямо по месту, что оказалось довольно неудобно. Тем не менее, после определенных усилий мне удалось вынуть на свет белый эту неуклюжую конструкцию...
Большей частью скотч легко отделился от коврика - вообще-то это хорошо.. Однако есть и обратная сторона - бумага крепко держалась на стеклопластике, несмотря на предварительно нанесенный слой масла.. То ли литола оказалось недостаточно, то ли он как-то впитался ... Выяснить причину мне так и не удалось ...
Два боковых вида: на правом хорошо видна сигаретная пачка вкупе с пластилином. На левом хорошо видно что наклонная рейка, которая прилегает к колесной арке, фактически не прикреплена к пластику, что на данном этапе допустимо.
Смутные сомнения по поводу объема получившейся конструкции стали меня терзать как только я увидел ЭТО целиком. Традиционные измерения водой в целлофановых пакетах подтвердили догадку - 35 литров просто потерялись где-то на дне ... Как мне виделось, общий объем ящика оказался в районе 60-65 литров.
Как видно из фотографий, объем ящика оказался далеко за пределами тех 35-40 литров, которые были нужны для установки имеющегося динамика. Я настолько был поставлен в тупик, что просто-напросто бросил делать сабвуфер дальше... Даже если бы я целиком срезал деревянную часть, которую с такой тщательностью подгонял, то и в этом случае объем был бы более 40 литров. Да, можно сказать: "Много - не мало", но меня не устраивал такой подход. Именно поэтому проект был отложен до лучших времен.
Подход второй
Второй старт процессу был дан через полгода после получения дельного совета в одной очень известной установочной студии. На вопрос - "Что же делать?" был получен ответ - "Дима, не думай, ставь пятнашку!". И в качестве драйвера был предложен динамик фирмы Image Dynamics модели IDQ15D2-V2(спецификация в PDF). Это двухобмоточный низкочастотный громкоговоритель с резонансной частотой 20,5 Hz, который уверенно играет в закрытом объеме начиная с 45 литров. Другими словами, если мой ящик подрезать под 50 литров, то такой динамик будет ему как раз впору!
Поэтому решил следующее - если получится обрезать ящик таким образом, чтобы сохранилась деревянная обвязка и получившийся объем не превысил бы 50 литров, то тогда я беру эту "пятнашку"! Сказано - сделано, ломать - не строить.. так, что там еще из поговорок подходит к этому случаю?
Резекцию деревянной части провел буквально за полчаса. Срезал все что смог, от деревянной части осталось не так много - наклонной планкой пришлось пожертвовать. В принципе, меня это не беспокоило несильно, так как уже придумал подходящий выход из положения.
Видно, как сильно срезана нижняя и боковые части, такая же участь ожидает верхнюю и маленький кусочек боковинки. От наклонной планки, как я уже говорил, просто ничего бы не осталось ...
Заодно вырезал переднюю стенку, причем таким образом, чтобы она помещалась внутри ящика. Да, задумка именно такая - это не передняя панель для крепления динамика (хотя такую функцию она тоже выполняет), это скорее часть деревянного каркаса. Просто нужно было чем-то компенсировать потерю прочности обвязки вследствие последних действий г-на Электролобзика.
Собрал все получившиеся детали и поехал на замер. В этот раз решил применить песок вместо воды, благо недалеко от дома располагалась довольно приличная песочница.
По моим подсчетам получилось следующее - пластиковое ведро для мусора из ИКЕА вмещает в себя 5,7 литра. Таких ведер поместилось почти 9 штук, что означает общий объем более 51 литра. Если учесть что при наборе толщины объем уменьшится, то 45-46 литров более чем реальная цифра.
Результатами замеров оказался более чем доволен. Дальнейшие свои действия мне представлялись совершенно ясно - набираю прочность корпуса, делаю переднюю стенку, затем отделка. Все. Как хорошо, когда есть четкий план ...
Набор толщины
У меня оставалось около двух погонных метров углеленты, такой же, которую я использовал во время предыдущих работ. Эпоксидную смолу я купил "дзержинскую" по 280 грамм, это был большой пакет, никак не меньше 10-12 флаконов. Стеклоткани тоже было достаточное количество, а учитывая ее толщину и хитрость переплетения волокон, я рассчитывал набрать необходимую толщину чуть ли не за один раз. Забегая вперед, скажу - так собственно и вышло.
Как обычно, замешивал сразу целый флакон, иногда даже два. Старался резать и укладывать куски стеклоткани не слишком большие, чтобы они легче принимал форму поверхности. Обильно пропитывал уже наклеенный слой клеем сверху, тут же на него укладывал следующий слой, хорошенько прогревая поверхность феном.
Через три-четыре слоя решил уложить углеленту, расположение волокон хорошо видно на снимках. Иногда ленту складывал в несколько слоев, тщательно пропитывая ее смолой и разогревая феном.
Предыдущие слои были еще мягкими, однако уже начали твердеть из-за постоянных прогреваний феном. На углеленту положил еще пару слоев "рогожки", усилив небольшими кусочками отдельные "тонкие" места.
Особое внимание уделил местам сопряжения пластика с деревянным каркасом. В принципе, прочность и монолитность конструкции стала заметна сразу. Таким образом, за один выходной день, а точнее, за 4 часа работы мне удалось полностью и без перерывов на сушку набрать нужную толщину стеклопластика.
На следующий день "корытце" застыло окончательно и выглядело очень прочным. Продавить либо хоть как-то его деформировать не представлялось возможным... Поэтому я подогнал по размеру и приклеил арматуру, на которую потом планировал крепить фронтальную панель.
Крышку специально сделал с окнами, чтобы иметь возможность без лишних проблем проклеить все места соединений. И предварительную и окончательную крышки я изготовил из фанеры 20 мм, поэтому суммарная толщина станки под динамиком оказалась вполне достаточной.
Видно, как уложена стеклоткань изнутри ящика. На левом снимке показано как раз "проблемное место" - наклонная стенка, единственная, которая не имела деревянного каркаса до установки арматурной крышки. Четыре полоски стеклоткани решают проблему полностью!
Зашлифовал все что можно и понес примерять конструкцию в машину. Ящик встал как влитой (собственно, так и было) и занимал удивительно мало места. Короче, мне нравилось то что я видел ...
Затем вырезал верхнюю крышку - также из фанеры 20 мм. Просверлил отверстия под саморезы; при помощи очень понравившегося мне приспособления - конусной фрезы, надетой на обычное сверло - сделал углубления под шляпки. После чего приклеил крышку, дополнительно притянув ее опять же саморезами общим числом около двадцати штук.
Кстати, крышку вырезал из той же фанеры толщиной 20 мм одновременно с отверстием под динамик. Окончательная подгонка планировалась только после соединения всех деталей вместе.
Ящик получился большой, внутри него легко можно было фотографировать. Прекрасно видно, как верхняя крышка приклеилась к арматуре. Как мне кажется, итоговая прочность получилась просто отличной, причем удалось значительно уменьшить общую массу конструкции.
Это уже почти финальные съемки - торец отверстия под динамик подогнан и даже немного зашпаклеван. На правом снимке виден небольшой кусочек фанеры, закрывающий отверстие под "ушко" крепления сетки багажника.
В качестве декоративной отделки на этот раз решил использовать обтягивание карпетом. Может я один такой неаккуратный или слишком часто вожу в багажнике разные штуки, но лакокрасочное покрытие на моем предыдущем произведении местами оказалось поврежденным. Поэтому не стал усердно шпаклевать ящик, особенно со стороны пластика, лишь заделал наиболее явные раковины, причиной которых явились воздушные пузыри между скотчем и стеклотканью.
Ящик практически готов к предварительной отделке - покраске. На мой взгляд это обязательно, так как если фанеру, пусть даже влагостойкую, просто оклеить карпетом, то в багажнике ей через какое-то время может стать нехорошо...
Более темными пятнам выделяется шпаклевка. Кстати, хочу заметить, что выравнивать поверхность задней стенки путем шлифовки (читай: уменьшения толщины) не стал, ибо красота в данном конкретном случае не стоит снижения прочности конструкции. Пусть даже и совсем незначительного...
Буквально пару часов времени и три подхода со шпателем к ящику потребовалось чтобы в достаточной степени выровнять все поверхности.
Для шлифовки использовал не только стандартную насадку на дрель, которая хорошо себя показала в прошлый раз, но и вибрационную машинку "Борт", купленную за неприлично маленькие деньги в "Ашане". И что самое удивительное - она работе до сих пор!
Настало время покраски. Использовал всю ту же матовую краску (крайняя слева), которая со времени моих последних экспериментов подорожала почти вдвое! Одного баллона вполне хватило, чтобы покрыть весь ящик снаружи.
После очередной примерки на передней стенке корпуса выбрал место для для установки нового "ушка" для крепления сетки багажника. Долго подбирал, из чего бы его сделать? Самым подходящим мне показался стеновой крюк, который и был закуплен в ближайшем хозяйственном магазине. От него я отрезал "саморезную" часть почти целиком, сделав на оставшемся обрубке насечки-пропилы для более прочного крепления. Затем в передней стенке высверлил углубление и вставил в него "ушко с хвостиком", закрепив парой саморезов и залив все доверху эпоксидной смолой. Когда смоле затвердела, мне оставалось лишь выровнять поверхность надфилем и элемент конструкции был готов.
Ящик со всех сторон покрашен черной краской. В принципе, приделывать крючок можно было и до покраски, не спорю, но как то так уж получилось. Ничего страшного...
На снимках хорошо видно все этапы установки кронштейна.
Окончательный этап установки кронштейна, излишки смолы срезаны, осталось только восстановить поврежденное лакокрасочное покрытие.
И вот уже наклеиваю карпет. В качестве клея использовал импортный в аэрозольной упаковке, технология такая же как и в предыдущих случаях. Не весь ящик целиком покрыл слоем защитной шерсти, а только переднюю и боковые стенки - уж слишком сложная задняя стенка да и незачем это.. Кстати, и карпета у меня было не так много ...
Однако перед оклейкой карпетом я все же сначала выкрасил внутреннюю поверхность ящика антигравием, большей частью из эстетических соображений. Половины аэрозольного баллона (на фото вторая банка слева) вполне хватило. Так же традиционно изнутри наклеил кусочки вибропласта, общей площадью не более чем пол-листа.
Когда карпет окончательно приклеился, пришло время подумать об установке динамика. Технологию применил проверенную, благо что она меня ни разу не подводила - силиконовый герметик в качестве изолирующей прокладки.
Как обычно, нанес настоящий силиконовый герметик "Abro" (признаком аутентичности мне всегда служит кроме цены и упаковки еще и сильный запах уксуса) по краю отверстия под драйвер. Вырезал из целлофанового пакета полосочку и аккуратно накрыл ею герметик.
Обратную сторону корзины динамика на всякий случаем намазал густой смазкой типа "Литол". Затем прикрутил динамик саморезами, не прикладывая слишком больших усилий. Да, отверстия под саморезы предварительно засверлил тонким сверлышком диаметром 2 мм.
Так выглядит край отверстия со снятым динамиком. Герметик уже застыл, сам драйвер как всегда снялся без проблем.
После удаления пленки остается подрезать излишки герметика и можно наблюдать идеальное, я бы даже сказал, анатомическое сопряжение поверхностей динамика и ящика. Разумеется, конструкция получилась совершенно герметичной.
После установки динамика в очередной раз понес примерять конструкцию в машину. Ящик еще ничего, он получился легче своего цельнофанерного собрата, а вот динамик - это то-то! В нем реально около десяти килограмм живого веса! Но все остальное меня полностью устроило, сабвуфер сидел как "родной". Оставалось подумать лишь про поводу его крепления и подключения.
Крепление и подключение
Делать разъем в корпусе делать не стал, и вот по каким причинам. У этого динамика две катушки и мне хотелось попробовать разные варианты их включения, может быть даже с разными усилителями. Поэтому понравившийся мне в прошлый раз трехштырьковый разъем использовать было нельзя. Адекватную замену ему найти не удалось и я решил поступить проще - просверлить отверстие и пропустить в него провод, а дырочку залепить герметиком. Дешево и сердито, а главное - герметично!
Проблема крепления сабвуфера в багажнике стояла не очень остро, ибо конструкция довольно уверенно держалась благодаря собственному весу. Однако при резких поворотах на дороге ящик вываливался из ниши и падал лицом вниз... Какое-то время на своем месте его удерживал свернутый в трубочку и засунутый под пластиковую накладку журнал, но это явно не выход из положения. Поэтому решил все же прочно закрепить ящик, а заодно установить и защитную сетку на динамик.
Хорошо виден свернутый в трубочку журнал, он не позволял ящику заваливаться набок.
Динамик классно смотрится без сетки, сразу видно - серьезная вещь! Однако прикрыть его защитной сеткой было нужно, так как мне иногда приходится загружать багажник чуть ли не доверху.
Корпус сабвуфера прочно держится нижней частью за счет выступающего из пола ушка крепления сетки. Поэтому оказалось достаточным зафиксировать верхнюю его часть, для чего я вырезал из металла кронштейн в форме буквы "Г". Своим коротким ребром он крепилась к верхней стенке ящика, а отверстие в длинном ребре должно было одеться на винт крепления "погона" (пластиковой накладки крыла в багажнике).
Гайка, что в оригинале крепит пластиковый "погон" к кузову, сделана из пластмассы. Чтобы не сорвать в ней резьбу, я закручиваю ее от руки и этого оказывается достаточно - саб еще ни разу не отвинтился.
Кронштейн покрасил в той же нитрокраской в черный цвет, поэтому его практически не заметно.
Да, с тыла выглядит не так привлекательно как спереди... Просто у меня кончился карпет и пришлось кроить имеющийся кусок как получится. Круглый кусок наклеен скорее на всякий случай, в основном для защиты лакокрасочного покрытия.
Хорошо виден кронштейн крепления.
Это самая бюджетная решетка для динамика "Oris", которую я купил так скажем в технических целях. Тем не менее, мне понравилось как она выглядела на готовом сабвуфере и я решил ее прикрутить.
Внизу видно как за новое ушко зацеплена сетка.
После установки защитной решетки и крепления к кузову ящика процесс изготовления третьего по счету сабвуфера можно было считать законченным. С технической, даже скорее, с технологической точки зрения все получилось задача была выполнена. Ящик получился прочный, но довольно нетяжелый для своего объема, в багажнике занимает удивительно мало места. Если посмотреть на него сбоку, то передняя панель сабвуфера является как бы продолжением коврика, закрывающего арку заднего колеса. Показывал его людям, не первый год занимающимся автозвуком и мне не сразу хотели верить, что реальный объем ящика под пятьдесят литров.
Кстати, перед покраской поместил ящик в ванну и налил в него воды, но не для того чтобы проверить наличие дырок - при правильной технологии их просто не может быть по определению, а чтобы узнать его истинный объем. В итоге он составил приблизительно 46 литров, что удивительно точно совпало с моими расчетами!
Выводы
Что касается звука, сначала я не мог понять, нравится мне новый саунд или нет. Казалось, динамик играет довольно "зажато", совершенно без экспрессии... Да что говорить, при постукивании по диффузору звук был очень глухой, никакого сравнения с двенадцатым Cervin Vega. Зато потом, после определенной "разминки", динамик разыгрался - вот тут я почувствовал разницу и ощутил всю прелесть пятнадцатого диаметра!
В двух словах: играет заметно ниже, ровнее, мощнее. В автомобиле бас локализуется спереди, как Вадим и обещал - в сочетании с правильным мидбасом получается "бас на торпеде". Если уровень сабвуфера выставить побольше, то начинаются нешуточные вибрации лобового стекла и периодически ходит ходуном педаль тормоза. Про сиденья с вибромассажем я не говорю, хотя на нынешний момент я питаю динамик от шестиканального усилителя Phoenix Gold модели XS6600, выдающим на саб немногим более трехсот ватт. Понимаю, что это не есть главный показатель, ведь основное - звучание, а не громкость. Короче, здесь есть и то и другое. Поверьте на слово...
Статья составлена по публикациям Дмитрий Цыпченко из города Москвы.