На этот раз я не хотел делать подиумы. Совсем. По крайней мере, не делать внешнюю их часть. В отличие от "Жигулей", здесь в дверях уже были и динамики, и специально оформленное место куда они крепились. Поэтому для разнообразия в этот раз хотел установить динамик как бы на штатное место, что называется "custom fit". Тем не менее было ясно, что без кардинальной модернизации дверей не обойтись.
Вообще то я заранее знал, что внутренняя поверхность дверей в "Октавии" очень хлипкие и что нормально крепить динамики практически некуда. Однако безвыходных положений не бывает, поэтому решил снять обшивку и детально исследовать, с чем же на самом деле придется работать...
Если снять защитную пластмассовую сеточку, то под ней окажется штатный динамик к бумажным диффузором и пластмассовой корзиной.
Снять обшивку удалось практически сразу. Для этого отвинтил все саморезы по ее бокам, сковырнул накладку ручки водительской двери и затем стал аккуратно, но настойчиво отковыривать саму ручку со всеми кнопками. Когда мне это удалось, я открутил под ручкой три больших блестящих винта и обшивка снялась.
Конечно, такая забота об внутренностях "где не видно" совершенно несвойственна отечественному автопрому. К сожалению...
Здесь же внутренняя поверхность двери затянута довольно прочной пленкой, которую придется удалить...
Да... Видно, что металла на внутренней части двери очень мало. Конструкция пластиковой проставки тоже не вызывает уверенности в завтрашнем дне, однако для штатного же динамика больше и не надо. Даже с запасом будет...
Хорошо видно жгут, который идет по внутренней поверхности двери. Его пришлось заворачивать внутрь, впрочем, без каких-либо жалоб с его стороны.
Итак, что мы видим: вызывающий смех сквозь слезы штатный динамик крепится к довольно симпатичному пластмассовому кольцу-проставке замысловатой формы. Это нормально; каков стол, таков и стул, я хотел сказать, что данный динамик полностью соответствует способу его крепления. Здесь нет ни намека на просчет немецких инженеров... Основная же проблема мне виделась в том, что конструкция стеклоподъемника не позволяла использовать динамики с большой установочной глубиной. К тому же внутренняя часть поверхности двери вся в больших окнах - нормально закрепить динамик просто некуда...
Слева выглядывает магнитом штатный динамик; видно, что места ему вполне хватает.
Справа я примеряю головку Image Dynamics CX64. Мне с ней явно не повезло - магнит у нее как у маленького сабвуфера.
А вот этот динамик вполне мог поместиться, я имею в виду экземпляр слева. Это Phase Linear Audiophile Six, по обещаниям должен был отыграть весьма неплохо.
Правый же - штатник, как говорится, разница видна невооруженным взглядом.
Для начала стоило нужно сосредоточиться на усилении крепления динамика, постараться сделать конструкцию как можно жестче. Наличие пластикового кольца в этом разрезе давало массу преимуществ. Да, оно хлипкое, но идеальной формы и правильно крепится. Отсюда задача - максимально усилить кольцо и все что к нему прилегает. Задача непростая, но решаемая.
Фанерные завитушки
Укреплять решил как обычно - фанерой... Хорошей фанерой... Просто замазать все шпаклевкой и сверху залепить шумоизоляцией - не наш метод однозначно! Долго думал и взвешивал, но решил сохранить ножки этого пластикового кольца, хотя это и стоило дополнительных телодвижений. Это грозило лишней морокой с подгонкой фанерных частей, но зато точное положение укрепленного кольца относительно обшивки можно было считать гарантированным.
Применять слишком толстую фанеру счел нецелесообразным, у меня как раз оставался кусок шлифованной березовой фанеры толщиной 12 мм. Методом последовательной подгонки вырезал первый черновой вариант на левую дверь, примерил, получилось вполне сносно. Далее стал наращивать конструкцию не склеивая слои фанеры, что давало возможность вытаскивать кольцо и ставить его на место.
Первоначальная прикидка фанерного основания. Во время примерки крепил ее саморезами прямо к железу двери.
Постепенно спиливая фанеру, нашел такую ее форму, что обшивка без проблем устанавливалась на место. Разумеется, надо было еще учесть толщину шумоизоляции и еще несколько миллиметров на всякий случай.
Вид закрепленного первого слоя с трех точек зрения. Хорошо видна непростая форма, особенно если принимать во внимание вырезы под кольцо и кронштейны крепления обшивки двери.
Круто! Даже удается установить обшивку на свое законное место! "Ухо" крепления полозьев стеклоподъемника наводит на грустные мысли о том, что ни один нормальный динамик сюда не поместится... Ладно, там будет видно, прорвемся!
После того как вырезал и подогнал все деревяшки с одного бока, сделал зеркальную копию для другой двери.. Как ни странно, все подошло! Затем заставил себя снять на всякий случай контуры получившихся деталей. Вдруг кому-то повторить, захочется уж больно муторная это операция - "примерь-отрежь". Эпоксидкой склеил деревянные части между собой, причем таким образом, что пластиковое кольцо еще можно было вытаскивать. Это было нужно для того, чтобы иметь возможность собрать дверь, поставить динамик обратно и ездить "не в тишине" до следующих выходных.
Получилось по три деревянных кусочка довольно замысловатой формы на каждую сторону. Все склеил воедино эпоксидкой, предварительно скрепив саморезами.
Здесь склеены два нижних слоя и приставлено кольцо. Если приклеить третью деталь, то кольцо уже не вытащишь.
Кстати, кольцо это снизу пришлось подпилить лобзиком, иначе оно упиралось в фанерное основание.
Окончательная примерка
Нужно было получить правильное положение пластмассового кольца относительно фанеры. Для этого прикрепил деревянное основное к металлу двери саморезами; кольцо же прикрутил штатными винтами на свое законное место. После чего оставалось лишь зафиксировать взаимоположение деталей сначала саморезами, а затем и термоклеем.
Пластилина мне показалось мало и я ввинтил пару саморезов в дерево сквозь пластиковые ножки кольца.
Термоклей прекрасно держит пластиковое кольцо, остается лишь заполнить все пустоты густой замазкой, не раз мены выручавшей: неизрасходованная эпоксидная смола и мелкие опилки, которых в избытке.
Далее приклеил на место последнюю фанерную часть и замазал смесью ЭДП и опилок все полости между пластиком и фанерой. Также решил для прочности наклеить еще один кусок фанеры, но уже со стороны основания. В этом месте в металле двери все равно раз пустота...
Собственно, это уже готовая монолитная конструкция. И правый и левый экземпляры отлично устанавливаются по месту.
В правом верхнем углу хорошо виден дополнительный кусок фанеры, наклеенный на основание.
Динамик
Реальных претендентов на место динамической головки было два - Image DynamicsмоделиCX 64 и Phase Evolutionмодели Audiophile Six. Первый драйвер совсем не подошел, так как безумных размеров магнит не оставил ему никаких шансов на успешное размещение. Поэтому я остановился на втором динамике, под него и решил делать подгонку получившихся проставок.
Лобзиком расширил отверстие под динамик, затем понес примерять конструкцию в машину. Сразу стало ясно, что без срезания металлических частей внутри двери не обойтись... Прикинул, без явного ущерба для автомобиля могу отрезать часть кронштейна крепления механизма стеклоподъемника. Обычной электродрелью с насаженным отрезным кругом сделал пару пропилов и в области магнита динамика стало немного просторнее...
Как мог проверил, не изменилась ли прочность крепления стеклоподъемника и не нашел видимых ухудшений. Края среза выровнял шлифовальным кругом, надетым на ту же самую электродрель.
Первая же примерка динамика показала что придется еще подпилить и саму лапку кронштейна, иначе магнит задевал за нее. Могу сказать, что и эта операция никак не повлияла на функциональность стеклоподъемника. По крайней мере я об этом ничего не знаю ...
После подгонки динамика настало время поточнее сопрячь поверхность фанеры с металлом двери. Заклеил малярным скотчем дверь, нанес шпаклевку на фанерное основание, сверху накрыл целлофановой пленкой и привинтил к двери саморезами.
Перераспределил излишки шпаклевки и оставил конструкцию в покое на полчаса. Когда шпаклевка высохла, без труда отделил проставку от двери и срезал излишки.
Установленная на дверь проставка без динамика и с ним. Обшивка на нее пока не помещается, это я планировал делать на стадии финальной подгонки непосредственно перед установкой на дверь.
Чтобы обшивка вставала на место, проставки пришлось значительно подпилить. Много сил и времени на это я не потратил, ибо предварительно запасся страшного вида фрезой по дереву. Может она и для специального инструмента, но и с ручной дрелью результат более чем ...
Перед установкой получившиеся конструкции окончательно подогнал, немного подшлифовал и покрасил - оставлять фанеру без защитного покрытия в автомобиле более чем недальновидно. Крепить к двери решил традиционно: сначала жидкие гвозди по всей площади, затем саморезы. Там же, где металл совсем тонкий, решил использовать винты с гайкой М5, которые в красивой коробочке с радостью купил в хозяйственном.
Надеюсь, что два слоя нитрокраски защитят фанеру от агрессивной окружающей среды. Хотя сверху еще планируется слой шумоизоляции.
Благодаря шпаклевке на основании проставки, она должна была приклеиться практически по всей площади.
Ближе к краю двери, где металл толстый, для крепления прекрасно подошли саморезы. Винты, более светлые на фото, пришлось использовать ближе к центру.
Шумоизоляция
Разумеется, демпфировать внутренний объем двери я начал еще до финальной установки проставок. Использовал для этого новую для меня версию вибропласта от Стандартпласта, теперь его делают на фольге с рисунком в виде вафельного полотенца. Согласен, так от лучше облегает поверхности; у меня ушло приблизительно по два с половиной листа материала на каждую дверь.
Целиком заклеил внешнюю часть двери изнутри, мне было удобнее делать это листами по 40-45 см. Внутреннюю часть тоже оклеил изнутри, куда смог дотянуться, кое-где и по 2-3 слоя. Также по дополнительному слою вибропласта наклеил за динамиком и в центре двери.
Вот такие полосы вибропласта я и наклеивал на внутреннюю поверхность двери. Для выравнивания кроме рук в перчатках и фена использовал как подручные деревяшки, так и специнструмент. Дело в том, что финальная стадия работ производилась на территории одной известной установочной студии... Ибо на улице был явно не май месяц...
Дверь стала заметно тяжелей и глуше, при постукивании появился более привычный моему слуху звук. К тому времени проставка уже начала подсыхать и можно было оценить прочность конструкции. Да, дверь в целом стала заметно солиднее.
После того как я удовлетворился количеством и качеством нанесенного на дверь виброматериала, настал самый ответственный момент - предстояло всю эту красоту затянуть в один кусок материала Noisebuster ISO-3 (ISOLERMAT-3). До тех пор я ни разу с ним не работал, разве что пару раз попробовал поклеить кусочки и поглядеть как они тянутся при нагреве. Правда я уже видел готовые двери, обтянутые этим материалом; тогда мне понравилось как звучит такая дверь. В дополнение скажу, что одного листа мне с запасом хватило на обе двери.
Главное - это постепенно отделять защитную бумагу, нагревая лист и расправляя его сверху вниз небольшими порциями. Он не должен быть натянут, пусть спокойно ложится и принимает форму поверхности под струей горячего воздуха. К тому же нужно не забыть про все разъемы и тросики, которыми изобилует иномарочная дверь...
Кое-где для фиксации тросиков пришлось наклеить сверху по паре слоев, также некоторые области я укрепил дополнительно. В первую очередь это был вырез под карман и возле динамика, а также места, где в металле имелись окна.
Излишки материала отлично срезались простым ножом.
В итоге рельефная поверхность двери с установленной проставкой отлично обтянулась. Noisebuster ISOLERMAT-3 материал все же хрупкий, ломкий, поэтому с ним надо аккуратно и только под нагревом.
Вроде ничего не забыл внутри, все провода вывел наружу, двери закрываются и окна открываются. Самому не верится...
После обтяжки обеих дверей можно было ставить обшивку на место. Приятно, что встала она без проблем, нигде ничего не мешало, что на практике бывает не так часто. Непосредственно перед установкой покрасил черным анигравием внутреннюю поверхность проставки и часть двери позади динамика, большей частью из эстетических побуждений.
Какое-то время здесь оставался подключенным и играл старый "штатный" динамик.
Оставалось просверлить отверстия под саморезы крепления динамика и провести дополнительную проводку.
Для плотного крепления динамика уплотнительный материал наклеил прямо на корзину головки.
Динамик привинчен банальными саморезами, ибо штатные не помещались из-за широкой шляпки. Все не найду им замену...
Правое фото специально сделано со вспышкой, только при сильном свете заметен другой динамик внутри, и то только из-за белого диффузора.
Не могу сказать, что это полный комплекс мер по акустической подготовка дверей. Мне пока не удалось ничего сделать с пластмассовой обшивкой двери, а надо, так как ее все же "слышно". Совершенно четко прослушиваются посторонние призвуки, особенно на громкости выше средней, достаточно поставить судейский диск. Но для устранения подобных моментов пока не доходят руки, надеюсь, время и силы все же найдутся.
Выводы
Как мне показалось, по объему и трудоемкости проведенные работы сложнее всех предыдущих "подиумных". Думал, что в этот раз будет попроще, однако бедные на металл двери Октавии не способствуют простоте решений... Впрочем, об этом было известно заранее, поэтому особых сюрпризов здесь не было.
В итоге же я очень доволен своей первой "custom fit" инсталляцией. Двери выглядят как самые обычные, но внутри гораздо более интересное наполнение... Забегая вперед скажу, что мидбас получился отличный, динамики мне понравились - свободно играют от 50 Гц без перегрузки даже на высокой громкости. По качеству это лучший мидбас который мне удавалось получить в своих машинах. И середина здесь есть, хотя и не такая конечно, как в моей предыдущей трехполосной системе.
Лично я очень рад что наконец-то избавился от "штатного" звука, который в последнее время меня просто угнетал. Однако не могу не отметить, что идея повторить подобную модернизацию самостоятельно вряд ли заинтересует подавляющее большинство владельцев аналогичных автомобилей. А вот для энтузиастов автозвука - в самый раз ...
Статья составлена по публикациям Дмитрий Цыпченко из города Москвы.