Установка высокочастотных излучателей в автомобиле
Подиумы для пищалок: маленький финальный аккорд
Самое сложное при установке высокочастотных излучателей в автомобиле правильно найти для них место. Вернее, такое их расположение и направление, при которых общая звуковая картина наименее отвратительна... Причем закончить процесс поиска, его можно только как ремонт - прекратить усилием воли. Поэтому, по сравнению с примеркой, окончательное интегрирование ВЧ-головок в интерьер машины на самом деле сущий пустяк!
Поэтому начал искать заветное место, для начала вовсе сняв накладки стоек и зафиксировал динамики с помощью замазки от вибропласта. Какое-то время менял высоту их расположения, углы и направленность, пытаясь найти наиболее выгодное в плане звучания положение. Затем поставил накладки на место и процедуру повторил, по результатам подкорректировав углы.
Замазка все же может оставлять следы на пластике накладок, поэтому я старался не клеить ее кроме как на бумажный скотч.
После окончательной проверки положения пищалок наметил отверстие, которое в дальнейшем пришлось вырезать в накладке.
Пластик здесь довольно толстый, однако пилить лобзиком ничего не стал, слишком ответственный участок. Поэтому воспользовался тонким лезвием швейцарского ножа, прокалывая им пластик по кругу. Идеально ровная линия среза здесь не нужна. Принцип один - семь раз отмерь, один раз отрежь. Кстати, он помогает не только при установке пищалок ...
Сделав отверстия в накладках, я однозначно определил тем самым положение пищалок по высоте и близости к лобовому стеклу. Оставалось проверить и подкорректировать их направленность. Покатавшись пару недель с замазкой вместо подиумов, подыскал окончательное положение головок, которое и предстояло зафиксировать окончательно.
Раньше я пользовал пластилин для этих целей, однако он течет на жаре и оставляет жирные пятна, поэтому летом им лучше не пользоваться.
Полоска скотча наклеена на стекло для проверки высоты установки, повторю, это уже не матрешка, где я просто для внутреннего спокойствия купил комплект новых накладок "про запас" по 55 рублей каждая...
Замазка довольно хорошо держит форму, вот как это выглядит вблизи.
Когда мне окончательно надоело искать оптимальные углы, я хорошенько зафиксировал в памяти положение пищалки и дополнительно сделал пару кадров.
Вся процедура с поиском идеального положения высокочастотников продолжалась наверное полгода, разумеется, я занимался этим далеко не каждый день... Поэтому в один прекрасный выходной день решил поставить точку в этом вопросе и заменить замазку на более твердый материал.
И накладку, и саму пищалку замотал бумажным скотчем. Снимать защитную сеточку не представлялось возможным, ибо тогда повредился бы мягкий шелковый купол излучателя. У Мореля, особенно у старых моделей, есть больное место - это провода. Изоляция костенеет и может просто сломаться. Приходилось это учитывать и работать осторожно...
Далее все просто. Замотанную по самое основание пищалку установил по месту , опять же замазкой зафиксировав ее с обратной стороны накладки. Если бы был под рукой термопистолет и 220 Вольт под рукой, обязательно ими бы воспользовался ...
Проверив положение еще раз и немного смазав накладку литолом, заполнил пустоты шпаклевкой. Получилось немного с запасом, но именно немного, ибо излишки пришлось снимать вручную, ну не было поблизости электричества... Летом полиэфирка твердеет за 10 минут, пока намазал одну сторону, другая уже высохла.
Страшная и колючая, однако от накладки отделяется без проблем. Скотч снимать рано, он еще пригодится. Кстати, неровная форма краев отверстия играет положительную роль в фиксации излучателя.
Шпаклевку использовал традиционную "Body" в бело-зеленой банке, полиэфирную двухкомпонентную со стекловолокном.
Начал придавать форму пищалкам. Сначала грубой шкуркой, пару раз расковыривал и шпаклевал раковины. Поверхность должна быть ровной, без изъянов, ведь лакокрасочное покрытие никак не скроет выбоины, они станут только заметнее... Проверено!
При финишной шлифовке пришлось немного затронуть пластиковый корпус пищалки, однако на общей прочности это никак не сказалось. Заканчивал выводить поверхности мокрой "нулевкой", по прежнему не снимая пока скотч с защитных решеток.
Провод пришлось смотать клубочком, однако на одном излучателе я его все же оторвал ...
(на фото слева)
Пищалку пришлось разбирать и восстанавливать. Из-за этого на ней остался микроскопический ободок, который все же заметен при тщательном разглядывании. Переделывать не стал.
На все операции от замазки до покраски у меня ушло не более часа времени. И ничего удивительного, ведь объемы здесь мизерные. Нужно лишь помнить правило - чем точнее форма при нанесении шпаклевки, тем меньше придется ее стачивать. Еще есть один способ, облегчающий жизнь: можно ножом срезать полузастывшую шпаклевку. Опять же, с определенной долей осторожности ...
Готово под покраску. Перед распыление краски заново налепил скотч на сеточки, снимать их совсем было нельзя.
Прилегание поверхности подиума к пластику идеальное, никаких щелей, впрочем сюрприза здесь нет. Обожаю эту технологию...
Красить решил как обычно. Неровную фактуру получил, напылив пару тонких слоев антигравия "Body-950" в аэрозольной упаковке. зесь хочу заметить, что расстояние от баллона до окрашиваемой поверхности влияет на фактуру напыления. Я держу дистанцию в 40-45 см; чем дальше находится баллон, тем крупнее капли состава и грубее получается поверхность.
Через часок антигравий подсох и на него сверху я наложил два слоя темно-серой краски для бамперов "Maston". Она вроде как должна быть прочнее обычной акриловой эмали, к тому же искомого серого цвета в магазине была только такого типа. После чего деталям нужно дать хорошо просохнуть, лучше не менее суток; я же поторопился и один подиум пришлось перекрашивать...
Моим пищалкам уже несколько лет, поэтому металлические сеточки у них не первой свежести. Раз все равно подиумы сохнут, решил их выправить, почистить и покрасить черным матовым аэрозолем, на этот раз в магазине оказалась алкидная эмаль марки "DAP"" Touch'n'tone". Вроде ничего, особой разницы я не заметил - быстро сохнет и нормально держится. Кстати, последний сабвуфер я красил именно ей.
На следующий день, когда лакокрасочные покрытия как
следует просохли, установил подиумы с динамиками в сборе на накладки и зафиксировал их теромоклеем с обратной стороны. Затем подключил провода и одел накладки обратно на стойки кузова. Все, инсталляцию можно считать завершенной!
Полностью готовые изделия. Мне нравится как они смотрятся... гораздо аккуратнее, проще и изящнее "утопленного" варианта, когда наносятся слои шпаклевки буквально по самые сеточки, образуя сходящий "на нет" нарост на накладке. Именно так я пытался ставить ВЧ излучатели в прошлой машине, но доделать конструкцию так и не успел.
На более общем виде можно оценить высоту расположения пищалки. Хочу отметить, что лично мне не нравится ставить излучатели высоко; также не стоит забывать, что чем выше они крепятся, тем короче расстояние до слушателя и тем больше в процентном соотношении разница расстояний между правым и левым излучателем. Что, разумеется, не есть хорошо...
Выводы
Не могу сказать, что я очень старался во время проведения описанных выше работ. На примерку, изготовление, покраску и инсталляцию у меня ушло не более двух часов чистого времени. Тем не менее, результат получился вполне приличный, все так живенько-живенько, простенько и со вкусом. Задумка реализована на 100%.
Косметические улучшения не изменили звучание по сравнению с подиумами из замазки ни в лучшую, ни в худшую сторону. Настройка звука - это отдельная история, что касается инсталляции, то результатами остался более чем доволен. Понравилось соотношение цветов: серая пищалка с черной сеточкой на светло-сером пластике... И наконец-то избавился от этого бесконечного пластилина перед глазами, закончился этот перманентный under construction. И если мне придет в голову поменять пищалки на что-то более другое, то скорее всего для новых излучателей я сделаю такие же подиумы. Но не будем загадывать...
Статья составлена по публикациям Дмитрий Цыпченко из города Москвы.